“ДОЛИНА ПОКОЯ”, 1858

Художник Джон Эверетт Милле (1829-1896)

“На картине мы видим двух монахинь, изображенных в сумерках на кладбище. Одна из них копает могилу, а другая, глядя на зрителя, сидит на надгробии. Небо представляется особенно светлым, констрастируя с остальной частью картины. Деревья изображены с большой тщательностью и выглядят темными силуэтами на фоне яркого, но, несомненно, уже предзакатного неба. На заднем фоне видна стена кладбища, которая как бы частично сокрыта в тени. Она проводит границу между деревьями на фоне неба в верхней части картины, и монахинями в нижней.

Сцена переднего плана сразу же привлекает внимание зрителя. Молодые, привлекательные монахини, на которых возложена обязанность подготовки могил, непосредственно сталкиваясь со смертной природой человека, видят в ней, что их, как и всякого смертного, ждет неотвратимая судьба старения, разложения и смерти.

Лицо монахини, которая копает могилу, повернуто от зрителя. Мы можем видеть лишь его профиль. Она, кажется, пытается противостоять смерти, активно используя свои жизненные силы для выполнения полезных функций.

Другая монахиня, сидит, отдыхая, привычно сложив руки на четках с крестом и черепом. Череп говорит нам “Memento Mori”, он напоминает монахине и зрителю о неизбежности смерти. Выражение лица спокойное, но глаза широко раскрыты в напряженном взгляде. В отличие от другой монахини, она спокойно созерцает смерть, пассивно размышляя о ней, не предпринимая никаких действий. Это наводит нас на мысль о том, что люди двумя способами относятся к смерти: одни пытаются ей противостоять, полностью погрузив свое тело и разум в работу, а другие – предпочитают, отдаваясь своему религиозному и чувственному восприятию смерти, лишь спокойно ожидать ее.”

#смерть #кладбище #cemetery #искусство #живопись #прерафаэлитизм #англия