Нечто совершенно иное, и совершенно потрясающее.

Голос Мануэля Агухетаса называют чёрным солнцем, часто повторяется выражение «чёрный звук». Запах сырой земли, запах высохшей земли, кровоточащая рана, агония, вопль. Одиночество, навязчивая страсть, трагическое безумие, саморазрушение.

Перед записью одного из дисков Мануэля спросили: «Что ты будешь петь?» Он ответил: «Маринетес и сегурийес» (то есть мрачные и надрывные песни без инструментального сопровождения).
А ещё что? – был следующий вопрос.
«Нет никакой необходимости петь что-то ещё».

Мануэль Агухетас практически ничего не говорит о своём искусстве, мне известна буквально пара фраз. Но это очень значительные фразы. Первая: «Нет никакой необходимости петь что-то иное». И вторая: «Когда я вкладываю в музыку душу, я ощущаю вкус крови во рту».
Мне кажется, что метафоры типа «вопль из сердца чёрного солнца» описывают не столько эту музыку, сколько неспособность слушателя передать то состояние шока, в которое ты впадаешь, её услышав. Меня эти песни парализуют. Если я способен переживать священный трепет, то это как раз он и есть.

Агухетас поёт, разумеется, и в сопровождении гитары, но лишь слушая его маринетес осознаёшь, насколько ты беспомощен и беззащитен перед этим голосом, перед ядом этой страсти. Сопровождающая гитара вступает с голосом в диалог, в контрапункт, очень часто Мануэль поёт мимо гитары, в любом случае и голос и гитара друг от друга довольно независимы. Они вопят и терзают свою душу в одном пустом пространстве, но это две души. И поэтому гитара берёт удар голоса на себя, в каком-то смысле выводит слушателя из под удара. Песни с гитарным сопровождением дают слушателю возможность перевести дух, тогда как солирующий голос Агухетаса ввергает тебя в атмосферу архаичного психотеррора.

Искусство фламенко – старое искусство. Стиль, в котором поёт Агухетас – это, говоря современным языком, фламенко старой школы, так звучала эта музыка несколько сотен лет назад – грубо, жестоко, надрывно, хрипло, немелодично. Голос певца вызывает ассоциацию с чтением Корана в мечети – медленный темп, огромные паузы, долгое зависание на одной ноте, иррациональные вскрики в неожиданных местах, узкий диапазон – используется всего пара нот, низкий и хриплый голос и невероятной силы энергетический напор, который сдерживается каким-то прямо судорожным напряжением.

Фламенко – вовсе не национальная музыка Испании, это музыка Андалузии, именно здесь жили арабы. Для многих испанцев фламенко – дело грубое и непонятное. И в любом случае – мрачное и цыганское.
________________________________________
http://www.muzprosvet.ru/manuel-agujetas.html

Manuel Agujetas – Seguiriyas

Manuel Agujetas – Cuando a ti te apartaba – Toná

Medio siglo de cante flamenco – Corrido gitano – Manuel Agujetas

Manuel Agujetas – Martinete

Manuel Agujetas – Yo cojo la de mi gusto – Soleá (Flamenco)

Manuel Agujetas – Bulerias por solea

Андрей Горохов | Музпросвет – Мануэль Агухэтас (Manuel Agujetas)