Трёхликий Иисус или Смесоипостасная Троица.

Данные изображения – весьма характерные для западной Европы 13-16 вв. иконописные изображения святой троицы. В Европе были признаны “еретическими и кощунственными” в 1628 году папой Урбаном 8. Были подобные иконы и в России.

В западноевропейском искусстве X-XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия “филиокве” (лат. filioque – “и Сына”) об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768-814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте.

Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом “Видение Св. Петра Александрийского”. В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.

“Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа”.

Самые необычные иконы “Святой Троицы” – смесоипостасные. Слово “ипостась” означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название “смесоипостасная” дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.

Смесоипостасная икона “Святая Троица” – большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.

Более древние изображения троицы (12-13 век) отличаются от этих несколькими моментами. Троица имеет одно туловище и 3 головы, после сие дело “мутировало” в одно тело, одна голова, но три разные лика. Но в итоге все дело пришло к одному триединому лику.

#е_другое #homelike