Непринужденное созерцание природы реальности — это не мышление, но оно парадоксальным образом превосходит мышление посредством мышления. Франклин Меррел-Вольф говорил: «Устойчивость обратно пропорциональна ощутимости». Чем более устойчивым становится ваше созерцание реальности, тем менее оно ощутимо и тем меньше усилий оно требует. В конце концов, приходит стадия, когда вы осознаете, что, как часто напоминал Рамана Махарши: “Старание — это оковы”. Когда старание соединяется со смирением, все становится естественным, не требующим усилий, на санскрите — сахаджа.
Когда созерцание становится устойчивым и неощутимым и не нужно никаких усилий, вы находитесь в естественном потоке сознания — сахаджа самадхи. Как говорит Бокар Ринпоче: «Когда, наконец, приходит смерть, если практикующий остается в природе ума (сознания), то он обретет полное пробуждение и станет буддой на стадии, именуемой абсолютным телом или ясным светом момента смерти».

Амит Госвами (Физика души)